FAQ маркет рисёч

1.3.2. Виды некомпетентности: прямая. У пациентов

Пациентам достается больше. В смысле, вопросов о вещах, в которых те не разбираются.

Самый типичный пример – цена лекарств. За лекарство у нас обычно платит пациент. Значит, про цену надо спрашивать пациента, так? Нет.

Мы ведь спросим не про цифры на ценниках – эти данные, слава Богу, собираются без социологии. Наши ценовые исследования – про то, как цена изменит выбор. Вот лечение, вот цена – любит, не любит, плюнет, поцелует?  А от кого там чаще зависит выбор? Или так – часто ли пациенты участвуют в выборе в принципе, по-настоящему?

Здесь будет уместно лирическое отступление про модели отношений врача с пациентом.  

Разумеется, бывает по-разному. Многие врачи используют обе модели отношений – часть пациентов убеждают, остальным, проще говоря, приказывают. А еще есть пациенты, что лечатся без врача, или вопреки ему (приходят поспорить). Компетентность у всех разная.

Есть насморк, в котором вообще все разбираются (кроме молодых мам, разве что), и лечат себя сами. Но таких «народных болячек» немного.

Склонность к самолечению зависит от того, насколько пациент думает, что понимает свою болячку, а не какая-то одинаковая всегда[1]. С малопонятной (или просто опасной) болячкой – кто по доброй воле возьмет на себя ответственность, если можно не брать, а передоверить специалисту? Мало кто. Поэтому в целом самолечение сравнительно редко[2].

И тут важно что – даже если врач что-то объяснял пациенту, то вряд ли успел изложить все свои клинические соображения. Тем более, мало кто из пациентов запомнил всё и точно. Поэтому, если участвует врач – большая часть пациентов некомпетентны.

Ну, так-то очевидно – изучать выбор лечения через пациентов не оптимально. А то, что нас интересует отдельный ценовой аспект выбора, дела не меняет. Выбор все еще не их дело.      

Опять же, если речь не о простуде. Это из-за нее возникает ошибка «спрошу у пациентов». Естественно, выбор лечения от насморка надо обсуждать с пациентами. С кем еще. Общее же правило – сначала надо уверенно знать пропорцию, за скольких решает врач, а сколько лечатся без него.   

 

Итак, прямая некомпетентность – это вопросы не по адресу. Обычно встречается, когда мы неверно оценили участие (или уровень знания) респондента в теме вопроса. Показалось лишнего, проще говоря. То есть, мы плохо проработали вопрос, и нечаянно «одарили» нашего респондента функциями, которые на самом деле ему и в страшном сне не снились.



[1] А еще от того, продадут ли лекарство без рецепта. Впрочем, как правило, продадут (на момент написания).

[2] То в целом. В конкретной ситуации, при сомнениях – проводите исследование, вопрос заслуживает. Надо же знать своих клиентов.   


Задать вопрос Посмотреть другие вопросы