FAQ маркет рисёч

4.10. Обезвредить неопределенность. Принцип 2: вернуться к реальности

Упомянутая выше визуализация предмета изучения помогает не только находить, но и исправлять ошибки. Рекомендации записывают на всем подряд, а рецепты на бланке – вот и ключевое слово, «бланк». Интересуют строго рецепты – упомяните бланк, интересуют все рекомендации – не говорите «бланк» (и «выписка» тоже, на всякий случай).  

Вообще, это незатейливый фокус, мягко говоря. Достаточно просто понимать (и не забывать) что именно мы считаем и измеряем. Как это выглядит в физическом мире. Но из-за привычки мыслить абстракциями, мы иногда пропускаем момент, когда переходим к измерению чего-то недостаточно реального, какого-то обобщения или модели. Отсюда и рождаются разного рода «факторы выбора препарата» и «влияние в процентах» – ну вот вспомните свой выбор при покупке, реальный, пусть минералки, и найдите там место для «факторов». Это что вообще?

И вот если изучаемая история не визуализируется, остается набором слов – значит, явно беда. Значит, изучаем что-то ускользающее, что-то что каждый респондент поймет (точнее, не поймет) по-своему. Значит, надо повернуть угол зрения, пока ясная картинка не вырисуется.

Например, «важности» какой-нибудь проблемы не существует физически, зато существует время или деньги, которые на нее тратятся; как часто о ней вспоминают, и в какой последовательности за нее берутся в сравнении с другими вопросами – выбирайте что измерять. Если сама проблема объективно реальна – у нее много объективных проявлений.

Иными словами, операционализация понятий насколько всегда необходима, настолько всегда и возможна. 

Кроме, разумеется, изучения сепулек. Но кому надо изучать сепульки? Про них уже все сказано.     


Задать вопрос Посмотреть другие вопросы