FAQ маркет рисёч

1.9. Правда в некомпетентных ответах: ложка меда

Про это – по касательной, в самом практическом аспекте. Вообще же, «что на самом деле нам сказали» – обширная и очень занятная тема, как и все, что касается когнитивных искажений.

Например, респонденты, рассуждая о будущем, конечно, говорят о сегодняшнем дне (в лучшем случае, экстраполируют его). Но и мы, и заказчик тоже – по большому счету – видим будущее ровно так же. Срабатывает узнавание, и все довольны. Правдоподобно же! На самом деле, мы лишь подтвердили, что принадлежим одному коллективу. А настоящие провидцы на таком фоне выглядят бледно, а то и неприятно.

Для практики важно что – некомпетентные ответы все равно будут. С ними надо как-то жить. Либо исхитриться и все же заставить их решить нашу задачу, либо искать другое применение. Для чего, очевидно, надо разобраться что же нам рассказали на самом деле. Вычленить истинный смысл из ответов – тогда решать какой в нем толк.    

Базовый принцип поиска «истинного смысла» прост, примеры уже были выше: респонденты отвечают на ближайший посильный им вопрос. То есть, если я, респондент, не знаю как ответить, я постараюсь найти что же я знаю, ближайшее по смыслу.   

Хорошая новость в том, что ответы-то компетентны. Две плохие – мы не знаем вопрос, и у всех респондентов он более-менее разный. Но все-таки стоит постараться понять, какой.  

Не умея посчитать число пациентов за месяц, я умножу пациентов за вчера на что-нибудь.

Кто-то умножит дневное количество на 30, кто-то на 22 – тут уже не угадаешь. Но хотя бы понятна «вилка».

Не умея посчитать (!), какая из характеристик препарата определяет выбор этого препарата в среднем, я вспомню последнее назначение этого препарата.

В целом по выборке получится случайный срез пациентов, неплохо. Правда, еще непонятно как врачу «посчитать» это влияние. И скорее всего он расскажет про позиционирование. Но тоже кое-что.

Не зная, какой будет справедливая цена на непонятный продукт Х, мы называем цену на самый популярный препарат в сегменте. А на какой еще – на то она и популярность.  

А вы думали, эти цены случайно все время совпадают?

Не помня, как называлась последняя конференция – «Болезни сердца» или «Сердечные болезни» – мы выберем то, что нам кажется благозвучней.

Как видите, истинный смысл может быть про что-то интересное, а может быть и совсем бесполезен – как в последних двух примерах.  

Цену самого популярного препарата можно было, вообще-то, нагуглить. Не отвлекая 150 докторов от работы.

Задать вопрос Посмотреть другие вопросы