FAQ маркет рисёч

18.а Лирическое отступление: почему респонденты соглашаются на опросы

Не знаю, как это видят заказчики опросов «широкого населения», в FMCG и политических, но у наших самая популярная версия – врачи хотят денег. У нас мир профессионалов. И вот, время врача как бы покупают. Это отчасти верно.

Да, размер вознаграждения «бьется» со стоимостью часа работы. Урологи дороже терапевтов, главные специалисты региона дороже урологов. То есть, отслеживается какая-то пропорция – и вообще, сумма важна. Но тут вот какая штука.

Для массовых специальностей и небольших анкет – мы говорим о суммах в пределах 1000 рублей. Выше статус – больше денег, но для врача любого уровня это не те деньги, за которые он готов себя «продать», идти на жертвы или неудобства. Некоторые вообще отказываются от вознаграждения.

Сравнительно универсальная работающая формула для вознаграждения в количественных опросах выглядит так: инсентив должен быть чуть больше суммы, которую респондент вообще готов считать деньгами[1]. Еще лиричней – суммой не обидной. От него легко отказаться.  

Что неплохо и с точки зрения методологии: когда респондент не связан обязательствами, не чувствует себя должным – он объективнее. Но это не методологи придумали, это респондентам так удобнее.

Так вот, это позволяет заключить, что главная функция инсентива – символическая[2]. Кормим врачей не мы. Инсентив – в первую очередь, этикет. Показывает уважение. Нет, это тоже деньги, и подарочный коньяк можно пить. Но это не зарплата. Это знакомая всем конвенция. Когда незнакомые люди (как мы) просят кого-то об услуге (даже поговорить) – с пустыми руками приходить невежливо. А с непустыми – вежливо. Вот и все.

Поэтому вполне допустимо обобщение, что большинство соглашаются на опросы из вежливости. Они готовы помочь – ведь их об этом вежливо просят.

Мы социальные животные, да. Надо помогать.

И уже дальше работает то, что респондентам приятно внимание (не всегда и не всем), потому что интересна сама тема (бывает, но увы, не всегда), а также потому что 1000 рублей-то не лишние. Эти мотивы тоже есть – тот или другой. Но объединяет всех респондентов желание откликнуться на просьбу и нежелание отказывать[3].




[1] В качественных опросах значительно больше, но там же хлопоты: выделить минимум час времени, когда не будут прерывать (ну, почти), доехать через полгорода по пробкам, и т.д.

[2] В массовых опросах. У штучных экспертов инсентив уже для другого – он регулирует поток, а то затопчут.

[3] Так что, теоретически, социопаты очень плохо представлены в выборках. Не изучайте социопатию.


Задать вопрос Посмотреть другие вопросы