FAQ маркет рисёч

11.2. Инструменты прогнозирования: экстраполяция

Есть два способа прогнозировать что бы то ни было: экстраполяция и моделирование. Нам нужны оба.

Экстраполяция – продление в будущее трендов, которые уже происходят. В прошлые годы рынок рос на 5%, 4%, 3%, 2% – чего ждать дальше, ну, скорее всего?

Две главные вещи про экстраполяцию. Во-первых, строго говоря – она не прогноз, а описание того, что уже происходит. В этом смысле экстраполяция супернадежна.

Вот едет поезд. Куда он продолжит ехать через секунду? Да туда же. Его поди разверни.

Это главный секрет прогнозирования. Оно смотрит не в хрустальный шар, а на процессы, которые уже идут – поезда катятся, люди получают свои курсы лечения, а дети растут – и будут идти дальше. Смотрим, что в последнее время делал поезд (или рынок) – тормозил ли, разгонялся ли, и с каким ускорением. Примерно то же и продолжит – и это очень точный прогноз, до какого-то момента.    

Вторая главная вещь про экстраполяцию уже тоже очевидна – любой процесс когда-то закончится. Тренд-брейк. Дальше экстраполяция непригодна. И чтобы понимать, когда ждать тренд-брейка – мало наблюдать движение. Надо понимать причины.  

Было бы так прекрасно экстраполировать всё подряд, не задумываясь, прямо в сияющую бесконечность. Но нет. Поезд закончит тормозить, когда остановится, или он только сбрасывает скорость перед поворотом? Рынок будет падать пока не исчезнет, или это временная просадка? Глядя только на динамику, этого не скажешь. Надо что-то понимать про железные дороги (или рынки).

Здесь начинается моделирование – когда закончатся тренды, и какие придут им на смену – эти вопросы решаются, уж насколько их можно решить, моделями. Об этом в следующем параграфе.

О роли же экстраполяций стоит добавить вот что. Моделям тоже не на что опереться, кроме прошлого[1]. И в поисках опоры они переходят от самых коротких, то есть ненадежных, трендов ко всё более долгоиграющим, инертным. От доли рынка к потреблению класса препаратов, от класса – к заболеваемости, от заболеваемости к демографии. И каждый новый показатель затем и нужен, что его можно как-то поточнее экстраполировать. Так что экстраполяции тут повсюду, базовый инструмент.

Когда кончаются все известные на сегодня тренды, и нечего экстраполировать – кончаются и прогнозы. И то логично – если мы не уверены, будет ли население, стоит ли предсказывать рынок носовых платков?

Соответственно, для прогнозирования нужно довольно активно покопаться в прошлом. Нужно много фактов. Идём дальше – каких.



[1]Допущения и гипотезами опорой не считаются, если что. Модель сделанная из одних допущений называется фантазия. 


Задать вопрос Посмотреть другие вопросы