FAQ маркет рисёч

8.9. Управляйте вниманием

Покажите структуру анкеты

Это про правила чтения из предыдущего параграфа. Разные шрифты и начертание, рамочки, таблицы и прочее ускоряют ориентирование в анкете. А еще задают приоритеты чтения. У анкеты ведь есть более и менее важные элементы – их должно быть видно.  

Правильно используйте повторы

У читателя ведь есть память. Он не дочитает инструкцию до конца, если думает, что уже читал. Чего ради? Беда, если разные инструкции только начинаются одинаково.

Пусть различия сразу выпрыгивают. Начинайте абзац с уникальной сути. «Если не знает препарат респондент» – зато главное на виду. Ладно, не хотите звучать как Йода, учитель джедаев – хотя бы выделите различающийся текст подчеркиванием.

Если же инструкция именно что повторяется (и в ней больше двух слов – «сумма 100%», «один ответ») – предупредите читателя, что это повтор.  «Заполнять как в вопросе 1». Во-первых, опять же, вежливо. Во-вторых, пусть привыкают, что если что-то можно не читать – мы позаботимся предупредить, а не на усмотрение.   

Полюбите картинки

Если переход от ответа А к вопросу Х, а от ответа Б к вопросу У технически можно нарисовать стрелочками – рисуйте стрелочками. Текст тоже не помешает, для сомневающихся и любителей порядка – но мелкий и во вторую очередь. Стрелочки всяко четче.

Например, выстраивайте поля для ответов лестницей, если вопрос про содержащиеся в друг друге множества: из всех пациентов сколько первичных, а из них на второй линии, а из них на комбинации, и так далее. Пусть само расположение намекает на вложенность. Или какой у вас характер связи между цифрами – располагайте исходя из этого. 

Любое, что упрощает понимание задачи – благо, потому что наша цель – минимизировать ошибки, а не тренировать интервьюера. Все, что экономит силы. Вот картинки – экономят. Хотя жанр анкеты не то чтобы позволяет сильно разгуляться с картинками, но, скажем, те же стрелочки – недооцененный инструмент.

Полюбите таблицы

Как и картинки, они содержат информацию без слов. Если какие-то цифры нужно потом сложить (для проверки, например) – ставьте их в один столбец. Это намекает и на возможность сложить, но и на однотипность цифр.

Или, если в таблице с препаратами в соседних столбцах надо вписать ответы на разные вопросы – это автоматически подсказывает, что их можно сопоставить. Это упростит и понимание вопросов, и поиск ошибок. Например, если в соседних столбцах надо указать число назначений и планы на выписку в будущем – интервьюер скорее всего сразу заинтересуется, все ли в порядке, если при отсутствии назначений дальнейший план – как-то их еще сократить. Пусть визуальная организация подчеркивает взаимосвязи, которые и так есть между вопросами. 

Практический хинт: именно для этого, шапка таблицы должна повторять суть вопросов. Т.е. там не «Q15-а» должно быть написано, а «Q15-а: выписка в будущем». Лишний раз глаз зацепится, лишний раз проверят.


Задать вопрос Посмотреть другие вопросы