FAQ маркет рисёч

8.7. Используйте примеры ответов

Чтобы показать респонденту, что он верно понял инструкцию.

Например (sic!), надо подобрать пациентов для дневников (или кейсов) следующим образом: сначала два просто последних принятых пациента (это будет рандомный срез), потом последний принятый на Таблеткинумабе, но только если он не совпадает с кем-то из первых двух (тогда берем предпоследнего). Это была инструкция. Тут простой принцип отбора: все разные пациенты; но все равно хочется перечитать. Куда предпоследнего? Самое время для примера: «допустим, ваш последний пациент (из карточки 1), получает Таблеткенумаб. Тогда в карточке 3 нужен другой на этом препарате, принятый раньше».

Примеры помогают разжевать, сложные случаи, снять сомнения. То есть, экономить силы.

Второе достоинство примеров – это самый компактный способ показать, как должен выглядеть ответ. То есть, какие к нему требования и ожидания. Например, приводя в пример число пациентов, мы невольно намекаем и на формат числа (можно ли написать «30-40»?), и какие округления мы приемлем («34,0 в месяц»), и какой там может быть порядок цифр (если в примере стоит 300 в месяц, врач, который собирался написать «5», невольно задумается – все ли он так понял). Приводя пример, помните это – хотите или нет, вы задаете паттерн. Он должен быть похож на реальный ответ, а не «100500 в день».

Очевидный риск – вместе с паттерном подсказать собственно ответы. Поэтому где-то лучше обойтись без примеров. Скажем, в открытые вопросы мы чаще всего задаем именно потому, что не хотим ничего подсказывать, совсем. Как максимум, там допустим нарочито искусственный пример («МНН таблеткинумаб»). Впрочем, обычно примеры и не нужны – такие вопросы просты. А сложные правила – в самых детерминированных вопросах, чаще всего закрытых, там уже особенно и не подскажешь. Так что помните об этом риске, но вообще он редок.   

Наконец, иногда на примере просто короче объяснять. Или проще. Взять ту же инструкцию про дневники: общий принцип можно описать двумя словами, а все детали сразу проиллюстрировать в примерах. «Берите разных пациентов! Например, в карточке 1 уже был Таблеткинумаб, …» - и т.д.

И последнее. Если пример лишь дополняет инструкцию, не забудьте выделить его в тексте. Скажем, другим оформлением. Потому что будут интервьюеры и респонденты, которые уже и так поняли. Их мы тоже уважаем – пусть видят, что основная инструкция закончилась, не тратят время.    


Задать вопрос Посмотреть другие вопросы