FAQ маркет рисёч

8.1. Откуда много слов в анкетах.

«Краткость – сестра моего брата». А.Кнышев

Максимально короткой должна быть и анкета, и вопросы в ней. Увы, есть два аргумента в пользу длинных, многословных, тяжеловесных формулировок.

Во-первых, вопрос должен быть точен и недвусмыслен. Нельзя спросить сколько у врача пациентов, не уточнив, где. Не «в вашей больнице», конечно – а то придем, скажем, в диспансер или медсанчасть, и как спросим про больницу – а мы в медсанчасти. Конфуз! В вашем «лечебно-профилактическом учреждении», именно так, мало ли учреждений, действительно. И не «вашем», да – а то вдруг их много! Либо «на всех местах работы по специальности Х» (специальность тоже надо назвать, понятно, да?), либо «в лечебно-профилактическом учреждении, на практику в котором Вы тратите большую часть рабочего времени». Стало точно.

Смотрите, мы еще до пациентов не дошли – а уже полторы строки про «там». Теперь пациенты, надо точно назвать их. Делаем ставки, хватит ли еще двух строк.

Во-вторых, (здесь только не смейтесь, мы не раз слышали это требование), вопрос должен звучать серьезно. Серьезно. Нет, серьезно мы тоже не в восторге от, например, слова «астматик»[1]. Но «пациент с астмой» – им тоже непрофессионально. Надо «пациент с бронхиальной астмой». А еще лучше – «пациент с поставленным диагнозом бронхиальная астма». У него есть диагноз, и он поставлен, и он поставлен пациенту. Столько было нюансов, как мы их все учли! 

И вот из соображений точности и серьезности и вырастает проблема. Вопрос «сколько астматиков вы лечите», окончательно приведенный к корректным и недвусмысленным дефинициям, вырастает до 4-5 строчек мелким шрифтом. Это очень плохо.

Заметим. Сами соображения – справедливы. Точность и недвусмысленность обязательны. Неоднозначные вопросы и размытые формулировки хуже, чем вообще не спрашивать. Надо конкретно, а не «доктор, какой у вас прием?» – «Отличный!». И надо корректно, а не «дорогое лечение, не ссыкотно?» – половина улыбнется, потому что действительно, да, но остальные сочтут неуважением и закроются. А это нельзя.  Так что – все правда. Только мы здесь говорим о цели. Попытка достичь ее многословием убивает все вообще, и эту цель тоже.

Нагромождение слов не повышает точность, а наоборот. Смысл тонет. Именно поэтому нормальные люди так не говорят. Да, юристы и академические ученые пишут фразами по 10 строк[2], эти ребята вообще не стесняются, и у них есть причины. Но даже они так не говорят. Потому что когда из пятидесяти слов в предложении два содержат мысль («сколько пациентов?»), а сорок восемь – уточняют смысл этих двух слов, ваша мысль утонет. А эти уточнения, думаете, останутся? Да и не запомнить их, в таком количестве.  



[1] От ХОБЛика – тоже.

[2] И еще Лев Толстой – но, по собственным словам, он специально учился «писать плохо». Верьте классику, это плохо.


Задать вопрос Посмотреть другие вопросы