FAQ маркет рисёч

6.13. Про весомость выборки

И последнее соображение по поводу размера выборки связано не столько с принципами статистики, сколько с их игнорированием.

Путешествуя по недрам компании-заказчика, результаты любого исследования рискуют рано или поздно встретить читателя, чье понимание статистики несколько поверхностно. Это те, кто думает, что выборка в 2000 вдвое достовернее выборки в 1000. А ваши 300 респондентов – это кто, это что? То есть, понимаете, про закон больших чисел этот читатель знать не должен, зато он знает, что у него, например, два миллиона покупателей. А вы ему триста респондентов. А? На два миллиона. Согласитесь, неубедительно.   

Разумеется, у заказчика должны быть (и обычно есть) специалисты, чтобы убедить этого прекрасного человека (или людей), что 300 респондентов – нормально, результаты достоверные, и вообще все так делают, и все довольны.   

Но, как минимум, это требует усилий. И порой проще переплатить за выборку. А если есть риск не убедить вовсе – дело не в экономии усилий. Бывает, что знаешь – безнадежно.   

Нет, поймите правильно, это не выглядит так уж глупо. «Наш генеральный не поверит, если выборка меньше 500» – редкость, хотя тоже бывает. Чаще так: «им вся эта идея не нравится, будут придираться ко всему, и к исследованию с выборкой в 100 тоже попробуют» – вот в таком духе. То есть, чтоб повода не давать. Или даже наоборот: какая бы ни была идея, если мы ради нее потратились на 1000 респондентов – это убедительнее, чем когда на 500. Бывает, что эта убедительность – весомая «последняя капля». 

Поэтому, если заказчик предлагает слишком большую выборку – уточните, не в этом ли дело. Вполне возможно, что он хочет заранее озаботиться весомостью. А поскольку наша итоговая цель – не провести корректное исследование само по себе (что хорошо, но недостаточно), а донести и внедрить знание – раздутие выборки может быть вполне эффективной мерой. Хотя и проходит по категории «шоу-бизнес». Весь мир театр, подумаешь новость. Слайды, вон, все стараются чтобы красивенько, никто не спорит. Так что этот тезис нам еще пригодится.


Задать вопрос Посмотреть другие вопросы