FAQ маркет рисёч
6.8. Что стоит помнить про погрешность - 2: у гомогенных аудиторий и признаки гомогеннее. Обычно.
Есть такое общее соображение, что одни аудитории гомогеннее других, в целом. Терапевты намного гомогеннее пациентов, специалисты гомогеннее терапевтов, а продвинутые специалисты (узкие специальности вроде гематологов, или, допустим, госпитальщики) – гомогеннее обычных специалистов. Поэтому там и погрешность ожидается разная, и выборки нужны разные.
Отчасти это справедливо, потому что все неврологи читали примерно одни книжки (или посещались одними представителями), и ход их мысли, действительно, должен во многом совпадать. А чаще всего нас интересуют темы, связанные как раз с книжками (или представителями). Поэтому медицинские специалисты, как класс, куда однороднее пациентов. А продвинутые специалисты, вообще, гомогеннее терапевтов – не потому что они читали свои особенные книжки, а потому что в среднем лучше их помнят. Меньше искажений.
В качественных исследованиях это проявляется нагляднее, поскольку там вопросы как-то ближе и к этим книжкам, и к теме образования вообще. Образование способствует гомогенности, а как же[1].
Так вот, на большинстве типичных метрик квонта – отношение к препаратам, объем выписки и тому подобное – это тоже сказывается. Например, если мы измеряем знание бренда (и оно еще не у всех 100%), то ну наверняка у терапевтов оно будет ниже специалистов. То есть признак менее гомогенен, выше погрешность.
Потому что выходили на рынок сначала к специалистам, потому что к терапевтам и сейчас реже ходят репы, потому что у терапевтов больше нагрузка и шире (то есть, менее глубоки) знания – не важно, причина всё время находится.
В простейшем примере, если наш препарат знают 85% специалистов, и 80% терапевтов, то чтобы у этих метрик были одинаковые погрешности – терапевтов нужно чуть больше; например, если 120 специалистов – 150 терапевтов.
На практике не то чтобы был большой смысл так «выравнивать» погрешности, процент плюс – процент минус. Но, во-первых, это эстетично, а во-вторых – логика-то есть. То есть, действительно, узких специалистов можно брать меньше. Главное – понимать смысл этой традиции.
Потому что на самом деле – не всегда у них гомогенно-то. Обычно, но не обязательно. Смотрите, что измеряете.