FAQ маркет рисёч

5.5б. Группы или глубинки: принцип взаимопомощи

Второй момент – потребуется ли респонденту помощь других респондентов. Бывают истории, которые сложно сформулировать, например, потому что респонденты об этом пока не задумывались вообще. Тогда групповыми усилиями, с миру по слову, наберется картина с такими подробностями, которые одинокий респондент просто не осилил бы.

Например, при тестировании рекламы – когда важны, помимо прочего, и эмоциональные реакции. Которые есть у всех, но не все привыкли их формулировать вербально. Группа хороша тем, что достаточно кому-то одному найти нужные слова. Да и делиться эмоциями тоже проще, безопаснее в группе, чем тет-а-тет.

Кстати, не только эмоциями. Интересный пример: такая, казалось бы, чувствительная тема, как эректильная дисфункция, на группах обсуждается живее и легче, чем в глубинках. Потому что веселее вместе.    

Впрочем, для, например, откровенно аморальных вопросов, т.е. подразумевающих вину и осуждение, это не работает. Тогда только персональная исповедь (и то не факт). Участники группы могут придать друг другу смелости, а могут и наоборот – это вопрос единодушия.

От компетентности зависит и технический способ общения. С экспертами можно говорить хоть по телефону, хоть по переписке, потому что эксперты – это те, кому ничто не помешает высказаться. И если в вашей теме легко ориентируется всякий – значит всех можно как угодно опрашивать. Возможность видеть лицо собеседника, которая отличает личные интервью, важна, когда надо оценивать поняли ли тебя. Это может быть важно и для респондента, если он на ходу формулирует новую для себя мысль, и не уверен, насколько модератор его поймет. Это важно и для модератора, который сразу увидит, если его вопрос озадачил респондента.

Потому что если человек чего-то не понял – во-первых, это трудно скрыть, а во-вторых – признаться вслух тоже трудно. Видеть надо. Так и живем.

Поэтому в любой незнакомой ситуации – мы ли недопонимаем предмет или респондентов, они ли не блестяще (или просто неизвестно как) ориентируются в предмете – личные интервью, конечно, надежнее безличных. А групповые интервью – лучше индивидуальных.


Задать вопрос Посмотреть другие вопросы