FAQ маркет рисёч
4.11. Обезвредить неопределенность. Принцип 3: много маленьких вопросов
Неопределенный вопрос – по сути, букет вопросов под видом одного. В этом и вся беда: ответ на них тоже дадут один. Между тем, часто сразу многие из этих вопросов важны для заказчика. Тогда корректных формулировок у вас, очевидно, тоже получится несколько.
Ну понятно, нельзя одним инструментом измерять угол и температуру, даже если результаты и там, и там – в градусах.
Для примера, вопрос «а почему вы не назначаете наш препарат?». Чаще всего заказчика интересует, что не так с продуктом, или тем, как его видят (или не видят). То есть, из-за каких характеристик препарата он проигрывает другим.
Даже в контексте стационара, то есть системы закупок, где «нету – вот и не назначаю», по мере уточнения вопрос скорее всего придет к характеристикам бренда. Уточнение 1 – а почему нас не включают в заявку? Уточнение 2 – а почему других включают – значит, в чем-то мы им проигрываем, в чем?
Но возможны и другие задачи. Например, частота противопоказаний и других медицинских соображений – то есть, вопрос не выбора-сравнения, а барьеров. Тогда надо спрашивать о другом – не сравнивать с конкурентами, а узнавать у скольких пациентов эти противопоказания, и так далее.
Разные задачи друг другу не мешают – можно спросить и про характеристики, и про противопоказания, и про многое другое. Хватило бы времени. Поэтому важно разобраться, что из этого множества вопросов важно для заказчика, а что нет, или уже известно.
Так что, если мы, вольно и невольно, хотели измерить сразу все – первым шагом при наведении порядка надо мучительно разбираться, что из этого всего действительно необходимо.
Мучительно, потому важные задачи обычно и так неплохо продуманны и конкретны. А разбираться чаще приходится с менее приоритетными. Им не просто так не хватило внимания, так оно и пойдет дальше. Ну, лучше будьте готовы.