FAQ маркет рисёч

3.5. Борьба с неопределенностью: заметить

Собственно, заметить – единственная сложность. Но серьезная. Во-первых, ошибки по невнимательности возникают чисто случайно, то есть – где угодно.

Спросить «сколько у вас пациентов», забыв период - за неделю, месяц, год? Спросить «сколько пациентов с диабетом», забыв, что нужен диабет 1-го типа. Спросить «как давно вы употребляете этот препарат» (или что угодно про препарат), когда в предыдущем вопросе речь шла про несколько препаратов. И так далее.

А во-вторых, поскольку для себя мы и так знаем, что хотим сказать, то читаем невнимательно. «Внимательно проверяйте все» – не совет, а издевательство. Не болейте!  Эффективно вылавливать такие ошибки – очень трудоемко, увы.  

Первое – сами ответьте на каждый вопрос анкеты. Только не формально – «ну тут какая-то цифра, они вспомнили, все ясно, идем дальше» – а поставьте себя на место респондента. Что он прочитает в вопросе, о чем должен подумать? Что надо вспомнить, или кого посчитать, и как? Это вообще возможно? Скажем, пациенты на приеме – с какого момента начать считать, где остановиться? Представьте себе весь сеттинг, это поможет взглянуть глазами респондента. Только тогда есть шанс заметить, что в вопросе чего-то не хватает. Вот вы сидите в кабинете, за столом, в белом халате, на стене плакат «муха – источник заразы», в шкафчике за стеклом ждут шприцы и пробирки, и чу – открылась дверь. Интервьюер! Что он спросит? Знаю ли я ответ, сидя тут, за этим столом?

Понимаете, богатая фантазия в данном случае не развлечение, а инструмент познания. Вообще мы же изучаем врачей. Вот на этом этапе так, априорно и гипотетически; а дальше – факты и проверка, все по науке.  

Второе – следите за собой, за своей концентрацией. Найдите силы и время, когда голова свежа. Отдыхайте. Не начинайте проверку сразу после написания анкеты – лучше через день-два. Главное – концентрируйтесь на каждом вопросе. Не так это и долго. Вы же не делаете полуторачасовых анкет (робко надеемся мы). В любом случае, сколько бы времени ни заняла вдумчивая проверка – «каша» в ответах отнимет намного больше ваших сил. Да, когда-то потом[1] – но ведь больше.

Третье – делитесь. Чем больше глаз – тем лучше. Лучше всех косяки ловит автор вопросов, потому что он знает как надо. Но глаза замыливаются, а привычные конвенции начинают казаться всеобщими. Зовите коллег – из полей, других аналитиков, наконец, настоящих респондентов в пилотных интервью. Если история важная, а вопросы к ней сформулированы впервые, не «обкатаны», задействуйте максимум возможностей себя проверить. Пригодится. Даже если сейчас кажется, что времени нет. Его всегда нет, тоже мне, аргумент.

Ну а дальше все просто, если неопределенность случайная, по невнимательности. Неясное – объяснить, неточное – исправить, неопределенное – уточнить. Главное –  заметить.

Хуже, если копнув недостаточно конкретный вопрос, мы видим, что и сами плохо его понимаем. Иными словами, там не только формулировка расплывчатая, но и цель вопроса. Что с этим делать – в следующих заметках.  



[1] Очень многим людям часто кажется, что потом времени и сил у них будет больше, и тогда-то все можно будет легко разгрести. Ха, ха! 


Задать вопрос Посмотреть другие вопросы