FAQ маркет рисёч
3.1. Об амбивалентности формулировок
Ээ, по асфальту? /а что, со слуха можно и так понять/
Есть два вида неопределенности в вопросах. Неясные формулировки – когда не получается выразить мысль, в общем-то понятную (нам самим, разумеется). И неясный смысл – когда мы на самом деле сами плохо поняли, чего хотим. В обоих случаях вопрос может выглядеть безобидно (например, отчего люди не летают?), и только собрав ответы, мы увидим, что их разбросало по вселенной от края до края. Начнем с первой беды – формулировок.
Проблема тут совершенно очевидна – если вопрос непонятен, люди услышат не его, а что-то свое. Впрочем, очевидность не спасает – случается.
Но гораздо чаще случается обратная проблема – когда в борьбе с амбивалентностью каждый термин в вопросе определяют настолько подробно, что вопрос становится длиной в полстраны.
Иными словами, проблема формулировок тоньше, чем просто неопределенность: это вопрос баланса. Подробнее – дальше.