FAQ маркет рисёч

3.1. Об амбивалентности формулировок

Почему цыпленок переходит дорогу?
Потому что он, блин, этого хочет! /Николсон/
Чтобы сдохнуть. Промокнуть под дождем и сдохнуть. /Хемингуэй/
Из-за избытка желчи. /Гиппократ/

Ээ, по асфальту? /а что, со слуха можно и так понять/

Есть два вида неопределенности в вопросах. Неясные формулировки – когда не получается выразить мысль, в общем-то понятную (нам самим, разумеется). И неясный смысл – когда мы на самом деле сами плохо поняли, чего хотим. В обоих случаях вопрос может выглядеть безобидно (например, отчего люди не летают?), и только собрав ответы, мы увидим, что их разбросало по вселенной от края до края. Начнем с первой беды – формулировок.   

Проблема тут совершенно очевидна – если вопрос непонятен, люди услышат не его, а что-то свое. Впрочем, очевидность не спасает – случается.   

Но гораздо чаще случается обратная проблема – когда в борьбе с амбивалентностью каждый термин в вопросе определяют настолько подробно, что вопрос становится длиной в полстраны.

Иными словами, проблема формулировок тоньше, чем просто неопределенность: это вопрос баланса. Подробнее – дальше. 


Задать вопрос Посмотреть другие вопросы