FAQ маркет рисёч

2.5.2. Этические конфликты – профессиональная этика - 2

Считается, что врач не должен навредить. При принятии медицинских решений, как принцип, это логично – сначала думать о безопасности. Отвечая на наши вопросы, принципиально начинать с безопасности – не совсем то, чего бы хотелось, да? Когда положение обязывает, и не важно, о чем спрашивали.

На практике, безопасность не всегда – главный критерий. Врач может предпочесть вариант помощнее (то есть повреднее, как правило) чтобы подстраховаться, или сэкономить свое время, или не потерять доверие пациента, или просто потому, что мощный препарат ему лучше знаком. А есть нозологии и лекарственные группы, где проблемы с безопасностью просто мало значимы – особенно не навредишь.

Понятно, что можно убиться и чистой водой, важно как часто это реально происходит. Да и не все негативные последствия "доходят" до врача, тем более, что немалая их часть светит в какой-то многолетней перспективе.

Но если обобщать, как мы часто делаем – все эти частные аргументы отпадают. Становится необходимо помянуть безопасность! Более-менее освобождены от повинности только жизнеугрожающие состояния, тут можно без реверансов. 

А в целом, как следствие, разговоров о безопасности лекарств ведется намного больше, чем ситуаций, когда ее реально учитывают среди первых критериев. Повторимся, гиперакцентуация этой темы вряд ли вредит работе врача – но однозначно мешает нам ее изучать. Мы привыкли, что первое названное – из самых важных, а тут нет – просто ритуал такой.  

Считается, что врач должен поддерживать коллег. Отчасти это отголоски корпоративной этики, которая в свое время была вполне себе писанными законами – это и клятва Гиппократа, конечно, но аналогичные кодексы были и у гильдий каких-нибудь стеклодувов или каменщиков[1]. Сейчас профессиональная этика чаще рудиментарна (в том, средневековом виде, корпорации остались только у «силовиков» и оргпреступности), но в виде профессиональной солидарности как минимум понятна всем. Врачам – больше многих, они сохранили многие черты «той» корпорации.

Оригинальная клятва Гиппократа начинается ни много ни мало с объявления коллег братьями и сестрами, с принятием соответствующих обязательств. Наглядный пример, правда?

Поэтому врачи часто неохотно противоречат друг другу. Тем более – критикуют или как-то еще оценивают коллег, особенно при посторонних. Практика говорит, что даже своих условно «бывших» коллег (и если верить фольклору – презираемых), ставших медицинскими представителями, многие стараются оценивать по принципу «хорошо или никак». Потому что медпред, какой-никакой – а свой. А вы кто, социолог? Ну и не вам судить, откровенно говоря. Нормальные ходят представители, ясно?     



[1]Тут что существенно – в многом такая мощная корпоративность, читай закрытость, была защитой от слишком агрессивной тогда внешней среды. Например, английские каменщики, они же масоны, устраивали ложи, потому что вокруг сто лет шли гражданские войны, увенчавшиеся вообще революцией. Сейчас строительством заниматься проще, конечно.   

   


Задать вопрос Посмотреть другие вопросы