FAQ маркет рисёч

7.7. Организация вопросов организует обдумывание

И последнее небольшое соображение о компоновке анкеты. Учитывайте, что в зависимости от того, из какой точки «разматывается клубок» размышлений, респонденты могут прийти к разным выводам. Разумеется, это касается только развернутых тем, где ответ не на поверхности, а к размышлениям применим эпитет «клубок». Врач может забыть подумать про, например, трудности диагностики, если эта тема еще не всплывала.

Разумеется, такой риск – плохой симптом. Если ответы меняются от порядка вопросов, если результаты настолько нестабильны – компетентность респондентов не идеальна. Чего это они сами про диагностику не вспоминают, редкий случай, что ли, мало практики? Тех ли мы респондентов выбрали для этой темы, адекватно ли формулируем? Впрочем, не всегда есть куда (или к кому) уйти от сложных вопросов. Всем когда-то приходится ходить по грани компетентности.

Если деваться от слабой компетентности некуда – просто не пускайте эффект на самотек. Старайтесь им управлять. Если сначала обсудить диагностику – будет что, они учтут ее и дадут более корректную цифру, или сконфузятся, и захотят приукрасить? Найдите способ понять роль диагностики в проблеме. В любом случае, влияние «предшествующих» вопросов может быть или пагубным, или благотворным: надо всего лишь понять – как на этот раз.


Задать вопрос Посмотреть другие вопросы