FAQ маркет рисёч

5.6. Кто компетентнее – тот и модератор

Если мы выбрали качественный метод – вероятно, мы уже знаем, что кому-то тут не хватает компетенции, нам или респондентам. И вот это очень важный вопрос – кому.

Если только нам – повезло. Вполне компетентные респонденты сами все расскажут, сами укажут на важное – модератор должен всего лишь понимать, чего ищет заказчик – как из темы растут все эти его KPI, OKR, бизнес-голз и оппортунитиз. Это пустяки.

Если же респонденты плохо ориентируются в теме (в стандартах ли лечения, законодательных новшествах, или собственных глубоко скрытых мотивациях) – модератор должен стать в ней экспертом. Ему придется помогать сориентироваться – ну, собственно, модерировать. То есть, смотрите, это важно – модератор должен не просто понять, что ему расскажут. Он должен среагировать, направить разговор в нужное русло, возможно – объяснить почему респондент говорит фигню, а надо не фигню. Иначе респонденты сами себя будут направлять. То есть, получение ответов будет вопросом удачи.  

Например, если респондент оценивает заболеваемость в своем регионе в десять раз выше, чем по стране – модератор должен это заметить, и выяснить природу этой аномалии. Выяснить – в смысле, найти реальное объяснение. Потому что дело может быть как в уникальности региона (например, туда приезжают лечиться все соседние – это возможно, но надо с ходу прикинуть, хватит ли у этого региона соседей на десятикратную разницу с остальной страной), так и в ошибке респондента (например, одни и те же пациенты ходят к нему 10 раз в год – и он посчитал число визитов, а не уникальных пациентов). При этом, первым объяснением респондента, будет, разумеется, не ошибка, а та же уникальность, скажем. И модератор должен очень уверенно ориентироваться, чтобы не принять эту версию, а настоять на дальнейшем выяснении.

Поэтому проводить экспертные исследования намного легче – там респонденты по определению вполне компетентны; а опросы врачей общей практики – это самое сложное: там всегда хоть у кого-то, да встретятся пробелы.

И по этой же причине медицинское образование модератора у нас считается плюсом: большинство вопросов вообще (и сложных, соответственно, тоже) – профессионально медицинские. Готовиться к интервью надо всем, но с профильным образованием, очевидно, чуть легче.


Задать вопрос Посмотреть другие вопросы