FAQ маркет рисёч

2.1. История 2. Когда респонденты знают, но скрывают

Самый расхожий термин на этот счет – «социально-ожидаемые ответы». Неплохой, но бывает, что они социально-ожидаемо молчат. Поэтому назовем историю шире – давление социума. Когда социум мотивирует не говорить правды. Что интересно, после этого респондент может врать и сам себе. Все дело в мотивации.

Вообще, про это все знают. Если про некомпетентность респондентов многие забывают, а иные и не задумывались никогда, то про риск социально-ожидаемых ответов известно большинству маркетологов. А рисерчерам и подавно всем.

Обратите внимание: все готовы к тому, что информацию могут скрывать или искажать, но мало кто ожидает, что ее просто нет. Перефразируя Дугласа Адамса, пойми мы, почему нам свойственно думать именно так, мы бы куда глубже поняли природу мироздания.  

Словом, вопросы, где респонденты могут уходить от ответа или врать, мы все видим неплохо. Хотя бы интуитивно. Дальше – про то, как быть с этими вопросами. Но сначала расставим точки над «ё» в их идентификации.  


Задать вопрос Посмотреть другие вопросы